Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

Аналитики hh.ru проанализировали около 268 тысяч российских вакансий из сферы маркетинга, рекламы, PR и выяснили, кто пользуется спросом у работодателей, какие зарплаты предлагают диджитал-маркетологам и кому придется столкнуться с высоким уровнем конкуренции за рабочее место.

Специалисты по маркетингу, рекламе и PR стабильно входят в десятку самых востребованных в Москве и Санкт-Петербурге: на долю предложений о работе, размещенных в этой профобласти на hh.ru, в столице приходится 9% от всех вакансий в городе, в городе на Неве — 7%.

С развитием направления диджитал-маркетинга на рынке труда появляется большое количество новых и перспективных профессий, ориентированных на применение цифровых технологий на практике.

Динамика вакансий

Если взять за точку отсчета первый квартал 2013 года и сравнить динамику вакансий для представителей профобласти маркетинга, рекламы и PR с общей динамикой российского рынка, можно заметить несколько трендов.

В 2015 году и в начале 2016 года темпы прироста предложений для маркетологов превысили общие показатели по рынку труда, хотя именно в эти годы компании переживали кризисный период и зачастую замораживали процессы найма новых сотрудников.

Затем во второй половине 2016 года и на протяжении всего 2017 года, когда многие отрасли активно восстанавливались после непростого для нашей экономики времени, прирост к первому кварталу 2013 года и в маркетинге, и по рынку труда в целом был равномерным.

Начиная с 2018 года общие темпы роста вакансий для представителей разных профобластей значительно опередили темпы роста в маркетинге, рекламе, PR. По сравнению с январем — мартом 2013 года число предложений о работе в России в период с октября по декабрь 2019 года на hh.ru выросло на 166%, прирост в сфере маркетинга составил 119%.

Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

Если не брать в расчет Москву и Московскую область, Петербург и Ленобласть, где рынок вакансий для маркетологов пополняется от года к году (+3% и +6% соответственно в 2019-м относительно 2018 года), в регионах спрос на представителей этой профобласти начал снижаться.

Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

Что касается ситуации на рынке труда Петербурга и Ленинградской области, в сравнении с первым кварталом 2016 года число предложений о работе для специалистов из разных профобластей в целом прирастает активнее, чем для соискателей из сферы маркетинга, рекламы, PR, хотя динамика вакансий очень схожа. Если в целом по всем профобластям в декабре 2019 года в Северной столице работодатели разместили на 84% больше вакансий, чем в начале 2016 года, то в сфере маркетинга прирост составил всего 33%.

Региональная структура рынка вакансий

По результатам прошлого года активнее всего привлекали маркетологов работодатели Москвы (40,3% от общего количества вакансий, открытых в 2019 году в России), Санкт-Петербурга (12,9%), Московской области (3,7%), Краснодарского края (3,4%), Свердловской области (2,7%), Татарстана (2,4%) и Новосибирской области (2,2%).

Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

Шанс найти работу в сфере маркетинга и рекламы был и у соискателей из других регионов страны — практически каждая третья вакансия на hh.ru в 2019 году была размещена в других регионах России.

Кто востребован у работодателей

В большей степени у российских работодателей востребованы:

  • менеджеры по работе с клиентами (23% от всех специализаций в профобласти маркетинга, рекламы, PR в 2019 году);
  • специалисты в области PR и коммуникаций (22%);
  • интернет-маркетологи (18%);
  • менеджеры по продвижению и ивент-менеджеры (17%);
  • мерчандайзеры (13%);
  • руководители департаментов маркетинга (11%);
  • проектные менеджеры (10%);
  • аналитики и дизайнеры (по 9%).

Растет спрос на специалистов в области диджитал-маркетинга. Так, за три года востребованность SMM-менеджеров и медиабайеров увеличилась в 3,5 раза, причем число вакансий для представителей этих профессий росло стабильно от квартала к кварталу.

С 2017 года резко начало расти количество предложений о работе для таргетологов. Например, во втором квартале 2017 года ко второму кварталу 2016 года прирост оказался равен 417%, через год — во втором квартале 2018 года — уже 1900% и во втором квартале 2019 года — 3508%. Фактически за три года рынок вакансий для таргетологов вырос в 45 раз.

Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

Плавно растет спрос на контент-менеджеров и диджитал-маркетологов — по сравнению с январем — мартом 2016 года число вакансий увеличилось в 2,5 раза.

В спросе на email-маркетологов наблюдается явная сезонность: к концу года резко увеличивается востребованность специалистов этого профиля. Подобная динамика характерна и для 2016-го, и для 2017-го, и для 2018 года. В 2019 году заметен явный рост интереса к email-маркетологам на рынке труда: +206% к первому кварталу 2016 года.

Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

Судя по динамике предложений о работе для руководителей интернет-проектов и директоров по маркетингу и PR, в 2018 году, когда для этих специалистов активно увеличивалось количество вакансий, российские компании стали расширять департаменты. Причем набирали не только линейных специалистов, но и управленцев. Пик спроса на интернет-маркетологов тоже пришелся на 2018 год, однако число вакансий для представителей этой профессии не снижается и сегодня (+118% к первому кварталу 2016 года).

Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

Средние предлагаемые заработные платы

Среднее зарплатное предложение в вакансиях для специалистов из сферы маркетинга, рекламы, PR чуть выше уровня средних предлагаемых зарплат в целом по рынку труда. Но рост зарплатных показателей для специалистов из профессиональной области маркетинга наметился лишь в 2019 году. Этот тренд характерен как для регионов, так и для петербургского рынка труда.

Но в целом тенденция к росту зарплат начала проявляться еще с середины 2018 года: в июле 2018 года работникам уровня «специалист» (с опытом работы до трех лет) компании в среднем готовы были предложить 44,8 тысячи рублей, работникам из профобласти маркетинга и PR — 45,6 тысячи рублей. В конце 2019 года разрыв увеличился: средние показатели достигли 46,7 тысячи рублей и 49,3 тысячи рублей соответственно.

Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

В Северной столице ситуация несколько иная: зарплатное предложение по рынку в целом практически идентично тому, что указано в вакансиях для представителей сферы маркетинга. За последний год оно выросло с 48,6 тысячи рублей (в январе 2018 года) до 53,2 тысячи рублей.

Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

Конечно, на самый высокий уровень зарплат могут рассчитывать директора по маркетингу и PR — средний уровень зарплатных предложений для них по Москве по итогам прошедшего года составил 135 тысяч рублей. В Петербурге предлагают меньше — в среднем 100 тысяч рублей, в регионах — 60 тысяч рублей.

На втором месте в зарплатном рейтинге — медиабайеры. Среднее зарплатное предложение для них — 100 тысяч рублей (по всем регионам).

Замыкают тройку лидеров по уровню заработных плат руководители интернет-проектов — размер их финансового вознаграждения в столице в среднем достигает 100 тысяч рублей, 60 тысяч рублей в Санкт-Петербурге и 40 тысяч рублей в регионах.

Относительно высокая зарплатная планка также у SEO-маркетологов и диджитал-маркетологов (60–80 тысяч рублей в зависимости от региона), а также у интернет-маркетологов (40–80 тыс. рублей в среднем). Примерно равны заработные платы в предложениях о работе для email-маркетологов (70 тысяч рублей в Москве, 57 тысяч рублей в Петербурге и 40 тысяч рублей в регионах), таргетологов и SMM-менеджеров. Но всё зависит от уровня позиции специалиста, пула задач, которые ему предстоит решать, отрасли компании и региона.

Меньше всего предлагают в вакансиях контент-менеджеров — в среднем 40–50 тысяч рублей в обеих столицах и 28 тысяч рублей по России в целом.

Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR
Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

Уровень конкуренции

Благодаря высокому уровню заработных плат в сфере диджитал-маркетинга эта сфера привлекательна для соискателей. Многие переучиваются на эти профессии и переходят из смежных сфер. Поэтому вместе с ростом спроса на специалистов растет и предложение, а значит, и конкуренция за рабочие места.

Нормой на рынке труда считается показатель, при котором на одно предложение о работе приходится в среднем 5–6 активных резюме (то есть специалистов, ищущих работу, в 5–6 раз больше, чем вакансий). Для позиции директора по маркетингу и PR уровень конкуренции в два раз выше — в среднем 10 резюме на одну вакансию.

Уровень конкуренции у интернет-маркетологов, SMM-менеджеров — по 8 резюме на одну вакансию, контент-менеджеров — 7 резюме на одну вакансию. Подчеркнем: здесь и далее говорится о среднем соотношении количества вакансий и активных резюме на hh.ru в соответствующей профобласти, а не о количестве откликов на одну вакансию. Количество откликов сильно зависит от условий работы, предлагаемых в конкретной вакансии, и от привлекательности конкретного работодателя (бывает, что на одну вакансию меньше десятка откликов, а на другую — несколько сотен и даже тысяч).

С дефицитом кадров работодатели могут столкнуться при поиске SEO-маркетологов (в среднем 3 резюме на одну вакансию), медиабайеров и email-маркетологов (в среднем по 4 резюме на вакансию). А если принять во внимание еще и высокий уровень требований к соискателям из сферы диджитал-маркетинга, то на поиск специалиста нужного уровня могут уйти месяцы.

Но ситуация на рынке труда очень быстро меняется, и вполне возможно, что через год не только увеличится количество кандидатов, но и сами профессии в области диджитал-маркетинга переживут очередной виток трансформации.

Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR